ДОПОЛНИТЕЛЬНО Хаос и его боги Место, где живут боги, находится вне пространства и времени, это мир чистой энергии, не имеющей формы. Там нет верха и низа, нет размеров, нет разума и мыслей - вообще ничего, что привыкли видеть, осознавать и считать само собой разумеющимся смертные. Невозможно понять и представить подобное, и удобнее считать это место просто неким миром в другом измерении. Обитатели этого мира состоят из чистых эмоций, бесформенных идей. По большому счету, они всего-навсего отражение и проекция подсознания смертных, зеркало их надежд и чаяний. Можно сказать, что сила, делающая богов реальными, - сами люди. Их подсознание, их эмоции. Именно смертные наделяют богов правом вершить добро и зло. Но нет двух человек, которые испытывали бы абсолютно одинаковые эмоции, и каждый представляет себе бога по-своему. Именно поэтому боги Хаоса настолько переменчивы и непоследовательны. Но в огромной массе желаний и чувств людей можно выделить несколько сильнейших. Ярость, отчаянье, надежда, удовольствие. И среди множества обитателей божественного мира можно выделить четверых наиболее мощных - Кхорна, повелителя ярости и бога крови, Нургла, бога гниения и болезней, Тзинча, владыку времени, и Слаанеша, Принца Тьмы. Иногда их называют темными богами. Изображений темных богов не существует, так как у этих созданий нет облика. В их родном мире нет самого понятия «облик», но, являясь в материальный мир, они приобретают физическую форму. Такую же непостоянную, как и все, присущее темным богам, - так как ожидания смертных не всегда совпадают. Именно поэтому невозможно нарисовать темного бога. Мы столкнемся только с последователями первых двух - Кхорна и Нургла - и узнаем их богов поближе. Кхорн, бог ярости, Владыка Черепов, известен также под именами Архар, Кхарнат и множеством других. Кхорну не строят храмов, в его честь не проводят долгих церемоний. Единственный храм Кхорна - поле боя, а молитва, принимаемая им, - клич его последователей: «Кровь - Богу Крови!!!». Его знак - топор, любимое оружие избравших служение этому темному богу. Кхорн не считает магию достойным воина делом. Он дает своим последователям большие умения во владении оружием, но не признает служения колдунов - поскольку поборник Кхорна должен убивать противника лицом к лицу, своими руками, а не издали молниями или огненными шарами. Нургл властвует над болезнями и голодом. Иногда его называют Нургличем, Оногалом или Нейтленом. Если посевы портятся, дети лежат в лихорадке, а раны, полученные в бою, гноятся, именно Нургл ответственен за это. И именно к Нурглу взывают, когда просят защитить от неизбежного старения. Поборники Нургла, несущие болезни, сами прекрасно защищены от них. Даже если их тело будет разлагаться, дух Нургла поддерживает их. Бог гниения дает своим последователям защиту. Внешний облик их ужасен; потрескавшаяся кожа, раздутые животы и отвратительный запах тления из множества незаживающих ран напоминают существам о той судьбе, которая ждет смертных в материальном мире. Кроме того, есть люди и существа, которые считают, что нет необходимости персонифицировать Хаос. Они считают, что само явление хаотической неопределенности, присущее энергиям Хаоса, заслуживает поклонения. Многие сильные воины и поборники Хаоса выбирают себе бога-покровителя, которому служат и с именем которого творят свои великие дела. Но некоторые этого не делают, предпочитая обращаться к силам Хаоса, не персонифицируя их. Их называют последователями Неделимого Хаоса. Не сталкиваясь непосредственно с волей темных богов, они лишены божественных подарков, но и не испытывают ужаса общения с ними. Последователей Неделимого Хаоса отличает чуть более высокий боевой дух. Мир Боевого молота История Warhammer Fantasy Battles, системы настольных стратегических игр с использованием миниатюрных фигур солдатиков, или, как часто говорят, миниатюр, насчитывает уже более двадцати лет. Система посвящена сражениям между армиями различных рас - здесь есть несколько государств людей и эльфов, орки и гномы, орды Хаоса, умертвия-кхмеры, графы вампиров и многие другие расы. События происходят в любовно и тщательно прописанном фэнтезийном мире (как на это и указывает название системы). Количество выпущенных миниатюр разных видов превышает тысячу, ежемесячно выходит журнал «Белый гном» (White Dwarf), издаются серии новелл «Черная библиотека» (Black Library), написано множество книг. А как все начиналось? Первая оловянная миниатюра появилась в Пруссии, около города Нюрнберга в 18 веке. Король Фридрих Великий заказал немецким мастерам набор маленьких солдатиков, полностью воспроизводящих внешний вид и униформу новой, только что сформированной регулярной прусской армии. У очень дорогих и красивых фигурок сразу же нашлось вполне утилитарное применение - с помощью игрушечных армий прусские военачальники проводили штабные учения и отрабатывали новые тактические приемы. Коллекционирование оловянных армий быстро вошло в моду. Такое хобби было у российского императора Петра III, генералиссимуса Александра Васильевича Суворова, Роберта Льюиса Стивенсона, Иоганна Гете. Именно оловянные миниатюры вдохновили Артура Конан Дойля на написание «Бригадира Жерара» и «Белого отряда». Но первый знаковый момент произошел в 1912 году. Писатель Герберт Уэллс (да-да, тот самый), имеющий крупнейшую на тот момент коллекцию оловянной миниатюры в Европе, выпустил две книги - «Маленькие войны» (Little Wars) и «Войны на полу» (Floor Wars). В них обобщался весь опыт проведения настольных военных игр с использованием оловянных солдатиков. И по сей день набора принципов и правил, сформированных Уэллсом еще сто лет назад, придерживаются разработчики большинства настольных военных игр с использованием миниатюр. В основу боевой системы Warhammer также положены правила Уэллса. В то время самым распространенным в Англии видом солдатиков были оловянные фигурки высотой 54 мм. Сейчас часто можно встретить фигурки для «маленьких войн» размера 25 мм, 20 мм, 15 мм и даже 6 мм. Отливают их не только из олова, но и из пластмассы (хотя, без сомнения, металлические миниатюры ценятся гораздо больше). В конце 50-х годов, вскоре после окончания мировых войн, Европу и Америку вновь захлестнула волна увлечения исторической военной миниатюрой. Благодаря триумфальному успеху трилогии Дж.Р.Р. Толкина «Властелин колец» стала также популярна и фэнтезийная миниатюра. С тех пор орки, гномы и эльфы популярны так же, как рыцари и мушкетеры. Второй знаковый момент истории Warhammer пришелся на начало 80-х годов XX века. Именно тогда в английском городе Ньюарк (Ноттингемшир) была создана небольшая фирма Citadel Miniatures. Она занималась выпуском миниатюр из металла и разрабатывала ряд настольных игр - фэнтезийную Runequest (по системе AD&D, разработке компании TSR, ныне Wizard on the Coast, Inc) и космическую Spacefarers. В 1979 году разразился нефтяной кризис, и фирма обанкротилась. В дальнейшем ее приобрела молодая лондонская компания Games Workshop, чтобы через два года, в 1982 году, выпустить первый набор миниатюр Warhammer и сборник правил к ним. На данный момент над миниатюрами, правилами и историей мира Боевого молота (а именно так переводится с английского слово Warhammer) работают сотни человек. Художники, писатели, дизайнеры, придумывающие новые миниатюры и детали игровых миров. Скульпторы, превращающие первоначальные задумки и эскизы в реальные фигурки. И даже математики, принимающие участие в разработке новых версий правил. Штат компании превышает пятьсот человек. В России с недавних пор также появилось множество клубов любителей военной миниатюры, регулярно проводятся турниры и соревнования, самые известные из которых - турниры системы IceHammer.
|